Беркут на тренерской скамейке (часть вторая)
Разделы

Все статьи сайта





СТРОЙМАСТЕРПОЛ - бетонные полимерные и наливные полы.
Football.ua продолжает публикацию материалов об истории украинского футбола в рубрике Своя рубашка.
Виктор Жилин ВИКТОР ЖИЛИН11 НОЯБРЯ 2010, 10:14
В первой части мы познакомили наших читателей с футболистом Динамо и Зенита 1940-50-х Виктором Жилиным. Теперь время представить тренера, который работал с Трояновским и Буряком, Прокопенко и Шепелем, Поркуяном и Боговиком, Александровым и Вишневским, Альтманом и Секечем, Яремчуком и Самохиным.

Сам с собой веду беседу… 

Без футбола Жилин уже не мог, поэтому почти сразу же после ухода из Окружного дома офицеров (так тогда назывался киевский СКА – ОДО) начал тренерскую работу. Тогдашний Киев болел футболом – это вам не теперешние три команды вышки и пустота. Тогда в элите было только Динамо, но десятки других команд имели свои школы футбола, детские команды, участвовали во многих турнирах. Вот и Жилин, получив сразу несколько предложений, решил не зацикливаться на одном. Он возглавил одновременно студенческую команду Политехник, представляющую КПИ, и команду авиазавода – Темп. Команды, хотя и были скромными, имели своих покровителей. Сам гендиректор авиазавода Василий Степанченко опекал футболистов, поэтому под крылом Жилина быстро собралось немало одаренных игроков.

Так и работал: в Политехнике к нескольким студентам добавил игроков из Темпа, в Темп брал известных игроков, в том числе – товарища по Динамо Золтана Сенгетовского, который тоже перешел на тренерскую работу. Все было хорошо, пока в одном из турниров сразу обе Жилинские команды не дошли до финала. Вот тут и раскрылось "позорное совместительство" (а в СССР в некоторые годы за работу в двух местах могли и посадить). Конечно, Жилин нажил сразу двух врагов, ведь обе стороны не подозревали друг о друге и "совместном знакомом". Пришлось уходить. Что, как оказалось, было к лучшему.

Победы привозили в прицепном вагоне

Как раз в то время возникла идея возродить команду Локомотив – был ведь легендарный Желдор, первый советский гранд Киева. Но федерации показалось, что для Киева эта команда лишняя. Сказали: возрождать можно, но выберите другой город. К счастью для Винницы, руководитель Юго-Западной железной дороги Петр Кривонос как раз баллотировался в депутаты от их края и решил соединить приятное с полезным. В итоге в деле возрождения железнодорожной команды мастеров выбор пал на Винницу, и по указанию Кривоноса начался процесс создания команды.

Строить новую команду поручили "щиту и мечу" Динамо былых лет – Идзковскому и Щегодскому. Они пригласили в команду и молодого Жилина, который стал отвечать за селекцию. Пожалуй, не было такого соревнования в Киеве – школьного, студенческого, рабоче-профсоюзного, которое не посетил бы по ходу работы Степаныч. Словно ищейка, он обшарил все районы столицы Украины в поисках талантов. А искать было где – скажем, в ФШМ в то время начинали играть юные Лобановский, Биба и Базилевич. Имели своих "звездочек" и другие команды заводов и ведомств, институтов и кружков. В итоге в Виннице собрали удивительный коллектив. А когда Щегодский с Идзковским из-за семейных проблем вынуждены были вернуться в Киев, молодой 33-летний Жилин встал у руля Локомотива. Трояновский и Котельников, Молотай и Юн Чен-ян, Снитко и Александров, Петров и Липский, молодой Виктор Евгеньевич Прокопенко… Этих людей любили в Киеве, полюбили их и в Виннице. Их молодой тренер очень быстро показал высокий результат. В 1959 году команда под его руководством стала победителем зоны Класса Б, завоевав неофициальный титул "чемпиона УССР". Локомотив опередил харьковский Авангард, руководимый Пономаревым. На мази была высшая лига… Но личный звонок харьковчанина Подгорного, первого секретаря ЦК КПУ, предрешил судьбу полпредов Украины – Жилина вызвали в минспорта и объяснили: "Винница, дескать, малый город, Харьков – первая столица. Негоже вам их опережать, там инфраструктура больше подготовлена…" В качестве некой компенсации Локомотив отправили… в Швецию. После проверок документов в Москве и Киеве команда уехала в загрантурне, а ее молодой тренер в срочном порядке был принят в партию… прямо на стадионе. Не мог ведь наставник быть беспартийным, в самом деле…

В 1962 году Жилин получил звание заслуженного тренера УССР. Тем временем Винница росла в классе. Не успели поколесить по Украине, как вышли на всесоюзный уровень. Расстояния в Советском Союзе были немаленькими, и вот тут выручало покровительство железнодорожников. Команда ездила на дальние выезды в… прицепном вагоне, который предоставлял Кривонос. Министерский вагон был оснащен покруче некоторых лимузинов, в нем можно было чувствовать себя, как дома. Так и ездили от города до города – знай, только цепляйся к попутному поезду.

В высшей лиге – обходными путями 

Но Харьков и "вышка" все же нашли Жилина. По согласованию с Кривоносом, тренера отправили в харьковский Авангард, тонущий в Классе А. Но там у тренера не заладилось – местные уже имели сформированный коллектив, из Винницы не разрешили взять своих, проверенных бойцов. В итоге за полтора сезона команда так и не обрела стабильности. А когда главному тренеру начали указывать, кого ставить в состав, он и вовсе решил уйти. К сожалению, и без него Авангард не нашел своей игры, вылетев из элиты. Почти сразу же Жилин получил приглашение в Кировоград, возглавив местную Зирку. Главный итог короткого сотрудничества – Валерий Поркуян, который тогда как раз стал местной звездой, а уже три года спустя выиграл спор бомбардиров на чемпионате мира.



После этого он возвратился в Винницу. И получилось это триумфально – сразу же, в 1964 году, Локомотив повторно выиграл зону Класса Б. К тому же в Винницу во второй раз приехали бразильцы – но если сначала то была скромная Мадурейра, то на этот раз приехал сам Фламенго. В Локомотиве Жилин работал до 1966 года. По ходу того сезона он перешел в житомирский Автомобилист, где снова проявил себя отменным кризисным менеджером. Под его руководством местная команда преобразилась и сразу же добилась успеха – тренер в третий раз выиграл титул "чемпиона УССР". Из той житомирской команды вышли такие известные футболисты, как Форкаш, Шепель, Борис Кравчук и Боговик.

Снятый "голосами" 

После Житомира маститого тренера пригласили в одесский Черноморец, рвущийся в высшую лигу. Команда провела неплохую подготовку, но уже на старте сезона, весной, случился странный инцидент. Один футболист Черноморца (не будем называть его имени) решил продать премиальную "волгу" и отметил это дело с богатым покупателем. К сожалению, после этого они угодили в аварию, были погибшие. О происшествии сообщили "голоса" – заграничное радио, а так как было это в канун партийного съезда, делу дали ход. Жилина как тренера сняли с поста, игроку досталось очень серьезно. В итоге пришлось прощаться с Одессой. Но был и там один исторический момент – Жилин первым начал ставить в основу команды 18-летнего паренька, юного Леонида Буряка. Уже через несколько лет из него вырастет звезда экстра-класса…

Дальше Жилин работал в запорожском Металлурге (дважды обыграл Днепр Валерия Лобановского), Зирке (выиграл Кубок УРСР), республиканском спортинтернате (воспитал Ивана Яремчука, которого позже взял к себе в Черкассы), Житомире, ивано-франковском Спартаке, снова в Виннице, затем – в Кривбассе. В 1980 году 57-летний тренер решил ненадолго возглавить бородянский Машиностроитель – чтобы не портить трудовую книжку из-за года "простоя", надо было где-то оформиться. Кто же знал, что это будет последняя, самая длительная остановка путешественника Жилина…

Бородянец 

Тамошнюю команду он несколько раз оставлял – уходил в Черкассы, Киев. Имел еще много предложений. Но что-то ему понравилось в пристоличном городке. Команда была создана всего ничего – пару лет назад. Недавно еще на чемпионат области играла. Но Жилин работал, собирал ребят. К нему пришел даже динамовец Самохин – обладатель Суперкубка Европы. Что уж говорить о молодых ребятах, которых так много было в Киеве и его окрестностях… За три десятилетия в местной команде он сделал невозможное – впервые в истории Киевщины привез сюда Кубок УССР, несколько раз выиграл чемпионат и кубок области, вывел команду из переходной лиги в первую, успел свозить студенческую сборную Украины на Всемирную Универсиаду на Мальорку… В 79 лет Жилин еще возглавлял Систему-Борэкс, в 80 – был вице-президентом клуба, ездил в соседние города смотреть соперников и привозил своему воспитаннику, заслуженному тренеру Украины Александру Томаху все секреты предстоящих оппонентов…



Он прожил 86 лет. Умер сразу после матча Андорра – Украина год назад. До последнего переживал за Динамо, сборную Украины, исписывал блокноты тактическими схемами и читал всю спортивную прессу. Недавно в Бородянке состоялся турнир "Жилін назавжди", собравший команды ветеранов Динамо (Киев), Винницы, Житомира и Машиностроителя. Десятки воспитанников Жилина приехали на стадион Борэкс, многие другие слали свои приветствия и передавали теплые слова. На турнире были и самые близкие люди Степаныча – сын Валерий, известный деятель сумского футбола, судил на линии, вдова Анна Семеновна Жилина приветствовала команды, а ее сын Петр Задачин в составе винницкой команды стал победителем турнира. И это, пожалуй, стало главным признанием истинно народного тренера – не просто работавшего, а получившего признание в более чем десятке городов Украины.

Артур Валерко, Football.ua








История футбола Украины - статьи и факты