Нашого цвіту по всьому світу. 1990/91
Разделы

Все статьи сайта





Четвертая часть повествования об украинских легионерах советской поры, в которой речь пойдет о чемпионских титулах, завоеванных "нашими" командами.
Вадим Евтушенко, фото Aftonbladet ВАДИМ ЕВТУШЕНКО, ФОТО AFTONBLADET 03 ИЮЛЯ 2011, 20:24
Начнем по традиции с чемпионата, проходящего по системе «весна-осень». Пережив первый сезон в шведском АИКе, Вадим Евтушенко стал самым настоящим игроком основы этого клуба. Из 22-х матчей сезона бывший киевский динамовец пропустил только один – да и то по причине перебора желтых карточек. Три гола Евтушенко внесли свою лепту в итоговое восьмое место стокгольмского клуба. Который всего лишь на одну победу оторвался от зоны вылета в чемпионате-90.
 
Украинцы продолжили завоевывать чемпионат Англии – тогда только-только возвращавшийся в большой европейский футбол. Второй сезон Алексея Чередника в Саутгемптоне не стал таким успешным, как первый. Святые упали с седьмого места во вторую половину турнирной таблицы и всю дорогу боролись за выживание в первом дивизионе. Полтора десятка матчей бывшего игрока Днепра пришлись в основном на первую половину сезона – весной Алексей попал в глубокий запас.
 
11 мая 1991 года случилось знаменательное событие в истории донецкого да и всего украинского футбола. Бывший игрок Шахтера дебютировал в составе Манчестер Юнайтед. Это был Андрей Канчельскис. Он подписал контракт с английским клубом уже по ходу второго круга и, конечно же, не был заявлен за МЮ в победном Кубке Кубков. А в чемпионате ограничился одним-единственным матчем – который манкунианцы проиграли с крупным счетом. На своем Селхерст Парк рвавшийся к третьему месту Кристал Пэлас не оставил от далеко не основного состава соперников (через 4 дня у МЮ был финал КОК с Барселоной, поэтому Алекс Фергюсон и устроил перерыв ведущим игрокам) камня на камне – 3:0!
 
В Греции начал свою тренерскую карьеру Олег Блохин. Олимпиакос, занявший в предыдущем сезоне четвертое место (пропустив не только Панатинаикос с АЕКос, но даже и ПАОК), явно хотел поправить свое положение – и, в принципе, Олегу Владимировичу это удалось. Второе место, пусть и с приличным (восьмиочковым, по еще старой, «два очка за победу», системе) отставанием – можно было считать уверенным шагом вперед. Да еще и очки с Оли по ходу чемпионата снимали за хулиганское поведение болельщиков, плюс пять домашних матчей из-за этого же Олимпиакос провел на нейтральном поле – что тоже сказалось.
 
Одними из ключевых персонажей той команды были советские футболисты – украинцы Олег Протасов и Геннадий Литовченко («мы с Тамарой ходим парой») и русский Юрий Савичев. Протасов провел 30 из 34 матчей в чемпионате и забил 11 мячей, остановившись на границе первой пятерки лучших бомбардиров. А вообще это был второй показатель в команде после 16-ти голов Анастопулоса. Литовченко пришел уже по ходу сезона, поэтому успел провести «только» 24 поединка, в которых однажды сумел отличиться забитым голом.
 
В некоторой степени нашим можно назвать и поблуждавшего по латинской части Европы Игоря Добровольского. Уроженец Одесской области (не сыгравший, правда, за украинские команды ни одного матча, но в начале независимой истории называвшийся даже кандидатом в желто-синюю сборную) подписал контракт с итальянским Дженоа, но там по причине легионерского лимита оказался лишним и сменил Апеннины на Пиренеи. Там он заиграл в Кастельоне, но помочь ему спастись от вылета не сумел – 19-е место с одноочковым отставанием от зоны стыковых матчей.
 
В Италии же загорелась новая звезда – на смену Александру Заварову в Ювентусе (о нем чуть ниже) пришел Алексей Михайличенко, подписанный амбициозной Сампдорией. Команда Вуядина Бошкова, имевшая в составе Манчини и Виалли, Пальюку и Катанеца, собиралась бросить вызов грандам Серии А. И сделала это более чем успешно, завоевав скудетто. Свою часть славы по праву заслужил и бывший киевский динамовец – хотя, по правде говоря, Михайличенко попадал в основной состав только в первой половине чемпионата. Он и начал его успешно, забив уже во втором туре Болонье, но со временем потерял место в основе. Одной из причин этого стало удаление в ключевом матче первого круга. Самп принимала Интер, на тот момент лидировавший в чемпионате – и на 35-й минуте осталась вдесятером (Михайличенко грубо сфолил на Джузеппе Бергоми). Генуезцы в итоге все равно победили со счетом 3:1, но когда Алексей отбыл дисквалификацию, места для него в команде уже не находилось. Свои 23 поединка в чемпионате он провел, но в основном это были скромные выходы на замену во втором тайме. А после окончания чемпионского сезона украинец, забивший всего три гола, был выставлен на трансфер. Не складывалось у наших в Серии А…
 
И о Заварове. Уйдя из Ювентуса, он выбрал Францию, где подписал контракт с Нанси. Это было неслучайно, ведь именно здесь начинал свою карьеру Мишель Платини – с которым теперь Александра Анатольевича связывают крепкие дружеские отношение. А в то время нынешний глава УЕФА занимал должность вице-президента французского клуба.
 
Нанси как раз вернулся в Лигу 1, и усиление ему было жизненно необходимо. И это усиление стало поистине находкой – украинец Заваров и поляк (из Ксамакса) Тарасевич быстренько облачились в майки лидеров и начали вытаскивать скромный клуб из зоны вылета. Правда, наш легионер свой первый гол забил только в девятом туре – впрочем, гол того стоил, вырвав победу у Нанта. А дальше пошло легче, однажды Заваров с Тарасевичем на пару даже обыграли грозный тогда Марсель (финалит КЕЧ!) на его Велодроме. В итоге на двоих братья-славяне забили 17 мячей (Заваров – 8, в 30-ти матчах) и стали лучшими бомбардирами своей команды. А Нанси таки остался в Лиге 1, заняв 16-ю позицию.
 
В Германии не сложился сезон у Игоря Беланова. Начал он чемпионат в составе гладбахской Боруссии неплохо, в качестве игрока основы, но это продлилось только до зимы – потом лучший игрок Европы 1986 года уселся на скамейку запасных, да так с нее и не вставал. В конце же сезона,  не забив ни одного мяча, и вовсе за полмиллиона марок отправился во второй дивизион – его купил брауншвейгский Айнтрахт.
 
Скоротечным получился немецкий период у Анатолия Демьяненко. Он едва ли не последним из великого Динамо-86 отправился покорять Европу – но не в капиталистическую ее часть, а в дружественную ГДР. Точнее, уже экс-ГДР – страны уже не существовало, но чемпионат надо было доиграть. В том сезоне в Оберлиге важно было занять первые два места, чтобы попасть на следующий сезон в расширяющуюся на эти самые две позиции общегерманскую бундеслигу. Ставил такую задачу перед собой и Магдебург, куда приехал играть Демьяненко. Но не сложилось ни у игрока (два матча, травма и расторжение контракта по взаимному согласию), ни у клуба (11-е место и попадание в третий по счету дивизион немецкого футбола).
 
И еще одну страну открыли для себя и нас в том сезоне украинские футболисты – Шотландию. Сразу два экс-динамовца отправились на север острова Великобритания. Впрочем, Сергей Балтача уже играл в Объединенном Королевстве (английский Ипсвич), поэтому ему было куда легче влиться в дебютанта шотландской «вышки» Сент-Джонстон. Украинец сразу стал игроком основы, проведя на поле 34 из 36 матчей чемпионата. В седьмом месте дебютанта элитного дивизиона и его заслуга.
 
А вот заслуги Олега Кузнецова в очередном, 41-м чемпионском титуле Рейнджерс, нет вовсе. Свой первый матч, с Сент-Мирреном, защитник отыграл неплохо, получил хорошую прессу, но уже второй поединок (кстати, как раз с балтачевским Сент-Джонстоном) стал для Кузнецова последним. Тяжелая травма – порвал связки – выбила украинца из состава до конца сезона. Оставалось надеяться, что следующий чемпионат будет более успешным. Тем более что в сезоне 1991/92 партнером Кузнецова должен был стать его хороший знакомый по киевскому Динамо…
 
Владимир Мыленко, специально для Своей Рубашки








История футбола Украины - статьи и факты